Аннотация модуля «Модуль "Управление качеством и рисками проекта"»

Краткое описание

Предметом изучения модуля является формирование теоретических основ и приобретение практических навыков управлением качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций, включая навыки управления рисками.

В результате изучения модуля студенты должны:

знать:

· сущность качества и управления им;

· сущность управления рисками;

· организацию государственного регулирования качества продукции и услуг в РФ посредством стандартизации, сертификации и защиты прав потребителей;

· основные направления активизации политики государства в области качества;

· количественные методы оценки качества;

· методы оценки и анализа рисков;

· прогрессивные методы управления рисками и качеством продукции и услуг на предприятии;

· современные концепции системного менеджмента качества на предприятии;

· модели менеджмента качества, международные стандарты по управлению рисками.

уметь:

· применять законодательные акты и нормативные документы в области стандартизации, сертификации, защиты прав потребителя;

· применять на практике количественные методы оценки качества продукции и услуг;

· применять на конкретном предприятии прогрессивные методы управления качеством продукции;

· разработать и внедрить систему управления качеством на предприятии и системы управления рисками;

· разрабатывать программы нововведений в области качества и управлений рисками и составлять план мероприятий по реализации этих программ;

· разрабатывать варианты управленческих решений в области качества и управления рисками и обосновывать выбор оптимального решения;

· уметь организовывать работу на предприятии по обеспечению и управлению качеством путем разработки и внедрения систем качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО 9000-2000;

· анализировать рыночную ситуацию, обеспечивая конкурентоспособность продвигаемых товаров и услуг.

Основные темы

Управление качеством:

Методология и терминология управления качеством

Понятие и сущность качества. Система показателей качества продукции. Уровень качества и методы его определения. Характеристика основных терминов: качество, обеспечение качества, управление качеством, система качества, петля и спираль качества. Качество как экономическая категория и объект управления. Классификация затрат на качество. Экономическая эффективность улучшения качества.

Квалиметрия в управлении качеством

Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Принципы квалиметрии. Сущность измерения качества в квалиметрии. Классификация и характеристика показателей качества продукции. Классификация и характеристика признаков продукции. Связь показателей качества с признаками продукции.

Системный подход к управлению качеством

Отечественный опыт в области управления качеством: зарождение и развитии основных элементов управления качеством, формирование и совершенствование инструментария по оценке качества продукции, работ, услуг, методологии управления качеством.

Зарубежный опыт в области управления качеством: сравнительный анализ принципов, методологии и инструментария американского, японского и европейского подходов. Основные этапы развития системы качества.

Комплексное управление качеством (TQM). Цели, принципы, методология TQM. Развитие системы взаимоотношений поставщик-потребитель и управление персоналом в рамках TQM. Методы управления качеством

Основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством. Планирование и стимулирование качества продукции. Контроль качества. Организация и виды технического контроля качества. Статистические методы контроля качества. Статистический приемочный контроль. Входной контроль качества продукции. Выборочный контроль качества продукции. Формирование планов контроля качества продукции.

Стандартизация и метрология в управлении качеством

Сущность и содержание стандартизации. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные методы стандартизации. Ответственность предприятий за нарушение обязательных требований государственных стандартов. Система стандартов и нормативных документов в области стандартизации. Сущность и содержание метрологии. Законодательство в области метрологии. Государственная метрологическая служба РФ, се цели, задачи, функции. Калибровка и поверка средств измерений.

Рекомендации международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качества

Цели и задачи международной стандартизации. Международные организации но стандартизации. Региональные организации по стандартизации. Деятельность международной организации по стандартизации ИСО. Международные стандарты на системы обеспечения качества. Структура базовых стандартов ИСО серии 9000. Принципы обеспечения и функции управления качеством.

Разработка системы качества на предприятии

Методика разработки и внедрения систем качества с учетом рекомендаций международных стандартов ИСО серии 9000. Документальное оформление системы качества. Этапы внедрения системы качества в производство. Обеспечение функционирования системы качества.

Сертификация систем качества

Сущность, цели и задачи сертификации систем качества. Порядок проведения: сертификации систем качества (этапы). Европейская сеть по сертификации систем качества.

Управление рисками:

Основные принципы интегрированного риск-менеджмента. Целенаправленное и постоянное осознание и отслеживание рисков. Оценка вероятности возникновения и величины последствий возникновения той или иной неблагоприятной ситуации. Формирование и постоянное обновление инструментария управления рисками. Установление лимитов рисков. Выработка рекомендаций по формированию стратегии и эффективному распределению ресурсов с учетом степени риска. Полнота и своевременность отражения величин рисков в системах управленческой информации (информационная система менеджмента).

Структурные модули системы управления рисками. Карта рисков. Система измерения рисков. Система показателей эффективности с учетом рисков. Инструменты управления рисками. Организационная структура управления рисками. Бизнес-процессы управления рисками. Корпоративная политика управления рисками.

Основные методы выявления рисков. Benchmarking. Результат расследования инцидентов. Экспертные оценки. Предупреждающие индикаторы.

Основные методы анализа рисков. Декомпозиция рисков. Параметрический метод. Метод исторического моделирования. Метод Монте-Карло. Сценарный метод (What-If). Анализ чувствительности. Стресс-тестирование (проверка на устойчивость) – Stress Testing. Метод Backtesting