Содержание дисциплины охватывает основные вопросы теории и методики обучения биологии. В ней дается обоснование принадлежности методики к педагогическим наукам, демонстрируются научные методы, применяемые для изучения проблем методики и биологического образования школьников. Существенное внимание уделяется рассмотрению практических аспектов обучения биологии в школе: методике развития биологических понятий и умений; подготовке и проведению уроков и экскурсий в природу, организации внеклассной и внеурочной работ и др.
Значимое место отведено раскрытию воспитательного потенциала школьной биологии. В ходе освоения дисциплины студенты знакомятся с методикой воспитания школьников и факторами, определяющими ее успешность; направлениями профориентационной работы при обучении биологии; возможностями предмета «биология» в развитии ценностно-смысловых ориентиров и формировании научного мировоззрения учащихся.
В содержание включен материал о применении педагогических технологий в процессе обучения биологии, сведения об основных этапах становления и развития школьного естественнонаучного образования и методики обучения биологии.
Лекционный курс: Принадлежность методики обучения биологии к педагогическим наукам. Теория и методика развития биологических понятий и умений при изучении биологии. Специфика частных методик обучения биологии. Методика воспитания учащихся при обучении биологии в школе. Проектирование и реализация учебно-воспитательного процесса по биологии в школе. Технологические основы обучения биологии в школе.
Лабораторно-практические занятия: Структура и особенности изучения разделов школьной биологии. Анализ учебно-методических комплексов по различным разделам. Методика постановки учебно-воспитательных задач к разделу, теме, уроку биологии. Перспективное, тематическое и поурочное планирование учебно-воспитательного процесса по биологии (на примере раздела и темы). Многообразие видов уроков по биологии; подготовка учителя к уроку биологии. Методика развития биологических понятий (на конкретных примерах). Методика организации и проведения лабораторных работ по биологии (на примере учебной темы). Методика проведения демонстрационных опытов на уроках биологии. Организация и проведение контроля знаний и умений учащихся (на примере темы, раздела). Применение элементов педагогических технологий на уроках биологии и др.
1. «Вестник образования», электронная версия http://www.informika.ru/text/magaz/ Ссылки на большое число электронных журналов, представляющих интерес для преподавателей и руководителей образовательных учреждений
2. Форумы научной школы с обсуждением проблем модернизации образования http://khutorskoy.ru/discus/
3. Журнал «Открытое образование» www.mesi.ru/joe
4. «Учительская газета» http://www.ug.ru
5. Педагогическое издание «1 сентября» http://www.1september.ru Подборки статей по предметам