Аннотация дисциплины «Практический курс первого иностранного языка»

Краткое описание

Дисциплина "Практический курс первого иностранного языка", реализуемая на факультете русского языка как иностранного в рамках направления "Лингвистика", профиль "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур", состоит из двух поддисциплин: "Практикум по первому иностранному языку", "Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка".

В содержании поддисциплины "Практикум по первому иностраннмоу языку" находят отражение основные фонетические, лексические, грамматические, словообразовательные явления и закономерности функционирования русского языка, его функциональные разновидности. Большое внимание уделяется приемам распознавания и идентификации грамматических средств в грамматической системе русского языка, использованию лексических единиц, устойчивых словосочетаний, простого и сложного предложений в продуктивной речи; оформлению высказываний в соответствии с правилами русской грамматики в оценочных суждениях, в творческих заданиях, в учебной ситуации, в повседневной жизни.

В содержании поддисциплины "Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка" отражены фонологические, лексические, грамматические явления и закономерности изучаемого языка как системы, включая когнитивную организацию и способы хранения знаний о языковых явлениях в сознании индивида: ассоциативные, парадигматические и другие виды связей в рамках языковой системы. Представлена национально-культурная специфика лексического, семантического, грамматического, прагматического и дискурсивного аспектов устной/письменной речи, подготовленной/неподготовленной, официальной/неофициальной речи. Отмечаются дискурсивные способы выражения фактуальной, концептуальной и подтекстовой информации в иноязычном тексте; особенности языковой организации функционально-стилевых разновидностей текста: художественного, газетно-публицистического, научного, делового. Большое внимание уделяется особенностям реализации на русском языке коммуникативных намерений в монологической и диалогической речи в соответствии с коммуникативными качествами логичности, содержательности, ясности, связности, смысловой и структурной завершенности; восприятию оригинальной художественной, научной и общественно-политической литературы, текстов обиходного характера; регулированию своего речевого поведения в различных ситуациях общения в соответствии с нормами повседневной жизни; бытовыми условиями; межличностными отношениями; нравственными ценностями и традициями народа страны изучаемого языка; применению сформированных навыков аудирования и говорения в области устной и письменной коммуникации, в виде подготовленной и неподготовленной речи, для создания, анализа и интерпретации всех видов текстов в учебной, социокультурной деятельности.

Факультет иностранных языков

Практический курс первого иностранного языка является важной составляющей в подготовке бакалавра в области преподавания иностранных языков, который должен в рамках общекультурной и разговорной тематики свободно, грамматически и фонетически корректно продуцировать и репродуцировать иностранную речь как в письменной, так и в устной форме. Используя навыки грамматически корректного говорения, студент должен научиться самостоятельно устанавливать контакт, вступать в речевое общение, его поддерживать и завершать. Дисциплина включает в себя следующие курсы: практическая грамматика, практика устной и письменной речи, практическая фонетика, анализ/интерпретация текста Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов современной морфологии и синтаксиса иностранного языка, их практическому освоению. В рамках курса изучаются речевые практики авторов классической и современной литературы.

Основные темы

Факультет русского языка как иностранного

Поддисциплина "Практикум по первому иностранному языку"

Фонетическая система русского языка. Гласные и согласные. Интонационная система русского языка. Грамматическая система русского языка.

Выражение субъектно-предикатных, объектных, определительных, изъяснительных отношений. Выражение обстоятельственных отношений: пространственные, временные, причинно-следственные, целевые, условные, сравнительные, уступительные отношения, отношения меры и степени. Сложносочиненное предложение. Бессоюзное предложение. Конструкции с вводными словами и прямой речью.

Поддисциплина "Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка"

Разговорная практика по темам «Знакомство», «Образование. Работа», «Телефонный разговор», «Семейная жизнь», «Город. Транспорт», «Человек. Портрет. Характер», «Магазин», «Кухня. Кафе. Ресторан», «Парикмахерская», «Здоровье», «Свободное время. Отдых. Путешествия», «Дом. Квартира», «Праздники. Поздравления. Традиции общения», «Человек и природа», «Мужчина и женщина. Проблемы семьи в современном мире», «Молодежь и время», «Социальные проблемы. Человек и общество», «Мир прекрасного», «Политика и экономика», «Новая страна глазами иностранца».

Факультет иностранных языков.

Практические, ценностные, этические и эстетические аспекты жизни в современном обществе. Современные ценности. Индустрия развлечений. Социальные структуры общества. Развитие новых технологий. Содержательные и языковые аспекты исследования текста. Функционально-стилевая типология текстов. Принципы построения и интерпретации текстов разных функциональных стилей. Интерпретация художественных текстов, относящихся к разным жанрам (поэтические, прозаические и драматические) в аспекте языка и речи. Проблемное сочинение, реферирование. Актуальные вопросы морфологии и синтаксиса иностранного языка.

Электронные образовательные ресурсы

Факультет русского языка как иностранного

Поддисциплина "Практикум по первому иностранному языку"

Грамматика русского языка http://www.multikulti.ru/Russian/info/Russian_info_333.html

Занимательное языкознание http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm

Грамота. ru – русский язык для всех http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm

Каменова С.К. Грамматика русского языка в таблицах http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl24.htm

Карданова М. А. Русский язык. Синтаксис. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2012. - 454 с. ISBN: 9785976503229

http://www.biblioclub.ru/book/114929/

Константинова Л.А. Грамматика русского языка: учебное пособие для студентов-иностранцев.

http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1381

Правила русского языка. Грамматика http://www.petrograd.biz/gramota/

Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/knigi_o_peterburge/detail_151.html

Поддисциплина "Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка"

1. Иссерс О. С. , Кузьмина Н. А. Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски. http://www.biblioclub.ru/book/83440/

2. Крючкова Л. С. , Дунаева Л. А. Говорим по-русски без переводчика: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. http://www.biblioclub.ru/book/93713/

3. Попова Т.В. Практическая фонетика русского языка http://meteofinance.ru/old/russianlanguage/t_v_popova_prakticheskaja_fonetika_russkogo_jazyka_2.html

4. Русский язык как иностранный. Грамматика. Аудиокурсы по русскому языку http://www.twirpx.com/files/languages/russian_foreign/

5. Русский этикет и его особенности http://www.best-woman.ru/prazdniki-russkiy-etiket-i-ego-osobennosti/

6. Эти странные русские http://www.langust.ru/review/xenorus5.shtml