Общая характеристика дисциплины: Дисциплина направлена на подготовку студентов к оказанию психологической помощи подросткам при наиболее распространенных в этом возрасте психологических проблемах. Слушатели научатся учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростков, выстраивать стратегии психологической работы с ними, осуществлять индивидуальное консультирование и групповые тренинги, привлекать к процессу психологической помощи социальное окружение подростков.
Выборгский филиал:
В содержании данной дисциплины рассматриваются типичные проблемы подросткового возраста, вытекающие из особенностей психического развития и социализации на данном жизненном этапе. Дается обоснование специфики организации работы психолога с подростками с учетом их возрастных особенностей. Формируются способы осуществления сопровождения социализации подростков, оказания психологической помощи при типичных подростковых проблемах. Разрабатываются формы и методы работы с учителями, родителями подростков.
Типичные психолого-педагогические проблемы подросткового возраста. Специфика оказания психологической помощи подросткам с учетом их возрастных особенностей.
Сопровождение процесса социализации как общая стратегия работы педагога-психолога с подростком. Основы психологического консультирования подростков. Основы тренинговых технологий в работе с подростками. Организация работы педагога-психолога со взрослыми, взаимодействующими с подростком (учителя, родители).
Выборгский филиал:
Типичные психолого-педагогические проблемы подросткового возраста. Физиологические и социальные противоречия развития в подростковом возрасте. Специфика оказания психологической помощи подросткам с учетом их возрастных особенностей. Коммуникация с подростком. Ожидания подростков от взрослых. Применимость основных подходов к оказанию психологической помощи к практике взаимодействия с подростками. Сопровождение процесса социализации как общая стратегия работы педагога-психолога с подростком. Сущность социализации, ее концепции (адаптивная, ролевая, критическая, когнитивная, социального научения, психодинамическая). Понятие о сопровождении как системе психолого-педагогических мероприятий, направленных на снижение рисков развития и актуализацию его потенциалов. Основы психологического консультирования подростков. Суть консультирования как помогающего диалога. Виды консультирования подростков. Избранные техники консультирования. Специфика обсуждения с подростками наиболее актуальных в этом возрасте проблем. Основы тренинговых технологий в работе с подростками. Суть тренингов, специфика их конструирования и проведения применительно к подростковому возрасту. Психологические игры, направленные на командообразование, развитие коммуникативных навыков, формирование уверенного поведения, профессиональное самоопределение подростков. Организация дискуссий в подростковых группах. Организация работы педагога-психолога с взрослыми, взаимодействующими с подростком (учителя, родители).
http://festival.1september.ru/articles/509887 - Сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Указанная статья посвящена работе с девиантными подростками; на сайте имеется ряд материалов, посвященных и другим подростковым проблемам.
http://cito-web.yspu.org/cito/node2.html - электронный ресурс для общего доступа Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. В методических пособиях по психологии представлен материал по различным вопросам психологии.
http://window.edu.ru/window - Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». В библиотеке этого ресурса представлены полнотекстовые источники по всем основным разделам психологии.
http://elibrary.ru/defaultx.asp — научная электронная библиотека. В библиотеке представлены полнотекстовые источники по всем разделам дисциплины.
http://psf.grsu.by/library/ - электронная библиотека факультета психологии Гродненского государственного университета, дает доступ к полнотекстовым версиям ряда учебных пособий по теме курса (на русском языке).