Целью освоения дисциплины «Менеджмент в туристской индустрии» является ознакомление студентов с организацией управления туристской индустрией. Дисциплина «Менеджмент в туристской индустрии» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, содействует формированию глубоких знаний и практических навыков управления предприятиями туристской индустрии.
Дисциплина «Менеджмент в туристской индустрии» является предшествующей для многих дисциплин, связанных с туристской отраслью, которые в дальнейшем будут изучаться студентами ВУЗа. Знания и навыки, полученные при изучении особенностей управления деятельностью в туристской индустрии, используются обучаемыми при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, в частности, финансовой деятельности в туризме, технологии продаж, инноваций в туризме, туристско-рекреационного проектирования, маркетинга и менеджмента в туристской индустрии, технологии и организации гостиничных услуг и услуг питания, теории и практики экскурсионной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: особенности туристской индустрии как объекта управления; функции, принципы и методы туристского менеджмента; требования к личности менеджера;
Уметь: применять современные подходы к управлению туристской индустрией; выявлять особенности и проблемы организации и управления предприятиями туристской индустрии;
Владеть: современными методами управления деятельностью предприятий туристской индустрии; навыками определения цели и миссии турфирмы; навыками принятия обоснованных управленческих решений.
Понятие, содержание и виды туризма. Индустрия туризма как отрасль национальной экономики. Современный туристский рынок и перспективы его развития. Особенности туристского рынка как рынка услуг. Основные этапы развития менеджмента в туризме. Особенности туризма как объекта управления. Взаимодействие экономики и туризма. Взаимодействие экологии и туризма. Социальная сфера как внешняя среда туризма. Политика и туризм: проблемы воздействия. Новейшие технологии в туризме. Понятие и содержание туристского региона. Дестинации в туризме. Понятие и значение туристской организации. Понятие и виды туристских предприятий. Проблемы государственного управления в туризме. Понятие структуры управления в туризме. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации. Типы организационных структур в туризме. Формальная и неформальная организации на туристском предприятии. Проектирование организационных структур на турпредприятии. Функция планирования в менеджменте туризма. Организационная функция в менеджменте туризма. Функция контроля в менеджменте туризма. Общие принципы управления в туризме. Частные принципы управления в туризме. Понятие и классификация методов менеджмента туризма. Организационно-административные методы управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления. Понятие и характеристика стилей управления в туризме. Содержание работы руководителя. Система мотивации труда на туристских предприятиях. Содержание и виды управленческих решений. Процесс и методы принятия решений. Характерные стили принятия решений. Эффективность управленческих решений. Контроль за исполнением управленческих решений. Понятие управления персоналом. Концепции и теории управления персоналом. Подбор персонала в туристской фирме. Особенности управления персоналом на предприятиях туризма. Учет и контроль результатов труда на предприятиях туризма. Деловое общение в туризме. Деловые переговоры в туризме. Деловые совещания в туризме. Эффективность делового общения в туризме. Причины конфликтов с туристами. Процесс развития конфликтов. Методы преодоления конфликтов с туристами. Направления развития инноваций в туризме. Новые туристические ресурсы как основа инновационных процессов в туризме. Новые рынки сбыта в туризме. Понятие информационных технологий с сфере СКСиТ. Информационные технологии в туризме. Программные средства автоматизации в туризме. Системы поиска и бронирования туров. Системы поиска и бронирования отелей и авиабилетов. Предпринимательские риски в туризме. Внешние риски в туризме. Внутренние риски в туризме. Управление рисками в туристской деятельности. Общая характеристики туроператорской деятельности. Структура управления туроператорской компании. Персонал туроператорской компании. Эффективный менеджмент в туроператорской компании. Общая характеристики турагентской деятельности. Структура управления турагентской компании. Персонал турагентской компании. Эффективный менеджмент в турагентской компании.
1. Официальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федерации (http://russiatourism.ru) - законодательство, статистические данные о въезде в Россию и направлениях выезда из нее, стандарты, справочная информация.
2. Ассоциация содействия туристским технологиям (http://www.astt.ru/)- объединение специалистов в области туризма и технологий, подборка журнала "ТУТ туристские технологии".
3. Ежедневная электронная газета для профессионалов турбизнеса: на сайте представлена вся необходимая информация для работы в туристической сфере. : http://www.ratanews.ru/asp/news.asp.
4. Интернет сайт для турагентств и туристов: сайт содержит информацию о международном туристическом рынке и рассчитан на специалистов туристического бизнеса из разных стран. URL : http://tourexpi.com/ru/index.html
5. Информационное агентство Туринфо : база данных содержит новости и деловые ссылки на полезные источники информации в области туризма и рынка услуг в целом. – URL : http://www.tourinfo.ru/content/rating/rating_2008.php.
6. Туристический бизнес для профессионалов : база данных содержит свежую информацию о всех событиях, происходящих на туристическом рынке. – URL : http://www.tourbus.ru/archive.