Аннотация дисциплины «Теория и практика воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием»

Краткое описание

В содержании дисциплины освещаются концептуальные основы воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. В структуру дисциплины входят учебные курсы:

1. Методика воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием, в содержании которого воспитание детей с недоразвитием интеллекта рассматривается как системный процесс. Большое место в изучении дисциплины занимает рассмотрение вопросов технологии и методики воспитания школьников с интеллектуальным недоразвитием, методики организации жизнедеятельности коллектива учащихся с интеллектуальным недоразвитием в учебно-воспитательном процессе. Особое внимание в содержании дисциплины отводится вопросам организации воспитательной работы в специальной школе. Рассматриваются специфические особенности реализации принципов и методов воспитания учащихся с интеллектуальным недоразвитием, дается характеристика основных форм воспитательной работы. В содержании дисциплины уделяется внимание вопросам планирования воспитательной работы с учащимися с интеллектуальным недоразвитием.

2. Педагогика и психология семейного воспитания детей с проблемами в интеллектуальном развитии, в содержании которого освещаются теоретические основы семейного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Дается характеристика основных компонентов воспитательного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии. Описываются общие и специфические проблемы семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. Особое внимание в содержании дисциплины отводится вопросам организации помощи семье, воспитывающей ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии. Рассматриваются технологии работы с семьей, дается характеристика основных направлений и форм взаимодействия специалистов и родителей.

3. Педагогическая техника в воспитании детей с недоразвитием интеллекта, в содержании которого раскрывается значение педагогической техники в обеспечении эффективности воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. Описываются компоненты педагогической техники, способы овладения педагогической техникой. Большое место в содержании дисциплины отводится основам профессионально-педагогического общения с учащимися с интеллектуальным недоразвитием, анализу трудностей педагогического общения, проявляющихся в барьерах общения.

Основные темы

1. Методика воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс. Технологии и методики воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. Методика нравственного воспитания учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Организация и методика трудового, эстетического, физического воспитания школьников с интеллектуальным недоразвитием. Воспитание в коллективе учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Методика планирования воспитательной работы с учащимися с интеллектуальным недоразвитием.

2. Педагогика и психология семейного воспитания детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Семья как объект психолого-педагогического исследования. Общие и специфические проблемы семей, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием. Внутрисемейные отношения как специфический воспитательный фактор. Психолого-педагогическая компетентность родителей детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Специфика воспитания ребенка с интеллектуальным недоразвитием в семье. Психолого-педагогическая помощь родителям в воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

3. Педагогическая техника в воспитании детей с недоразвитием интеллекта. Педагогическая техника, ее значение в обучении и воспитании детей с интеллектуальным недоразвитием. Специфика педагогического общения с учащимися с интеллектуальным недоразвитием. Технология педагогического общения с детьми с интеллектуальным недоразвитием. Типичные барьеры в общении с детьми с интеллектуальным недоразвитием. Профессионально значимые личностные качества и умения педагога в общении с детьми с проблемами развития. Система средств педагогического общения с детьми с интеллектуальным недоразвитием. Техника речи и ее роль в коррекционно-педагогической деятельности.

Электронные образовательные ресурсы

http: //www.informika.ru

http: //www.ipkrao.ru

http: //www.mon.gov.ru

http: //ru.wikipedia.org

http: //www.edu.ru

http: //www.gnpbu.ru

http: //www.Gramota.ru

http: //www.Philology.ru

Электронно-библиотечные системы:

http://ibooks.ru/

http://www.iprbookshop.ru/

http://www.biblioclub.ru

http://e.lanbook.com

http://www.elibrary.ru/

http://new.public.ru/

http://search.ebscohost.com

http://www.journals.cambridge.org

http://search.proquest.com/index

http://online.sagepub.com/

http://search.ebscohost.com