Аннотация дисциплины «История музыки»

Краткое описание

В процессе изучения данной дисциплины происходит осознание основных закономерностей формирования и развития зарубежной и отечественной музыки, ее музыкально-исторической и музыкально-эстетической проблематики, творческом и интеллектуальном потенциале, роли и месте в мировой художественной культуре. В содержании дисциплины главным является освоение историко-теоретического материала, раскрывающего процесс развития зарубежного и отечественного музыкального искусства от зарождения до начала XXI века; расширение и углубление знаний самой музыки, ее образного, стилевого своеобразия, особенностей музыкального языка; овладение методом драматургии анализа масштабных (опера, симфония и др.) и камерных инструментальных и вокальных жанров как инструментом раскрытия содержания художественного целого.

Основные темы

Музицирование и теоретическая мысль о музыке в истории художественной культуры древних восточных цивилизаций (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Иудея). Музыка и музицирование в истории художественной культуры Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреческая трагедия и ее традиции в истории мировой музыкальной культуры. Проблемы музыкального мышления и нотного письма в теоретических трактатах античной эпохи. Становление византийской музыкальной культуры IV – первой половины VII в. Византийская музыкальная культура второй половины VII–XII в. Музыкальная культура поздней Византии (ХIII–XV вв). Проблемы музыкальной палеографии. Раннее западноевропейское музыкальное Средневековье. Жанры средневековой грегорианской монодии, их историческое развитие и формы музыкальной письменности. Возникновение жанров профессионального многоголосия в эпоху позднего музыкального Средневековья (Франция и Италия). Основные проблемы эпохи Возрождения и история западноевропейской музыкальной культуры XV–XVI вв. Нидерландская композиторская школа XV–XVI вв. Римская композиторская школа второй половины XVI века и творчество Д. Палестрины. Венецианская композиторская школа XVI века. Жанры полифонической мессы и мотета в творчестве композиторов XV–XVI вв. Жанры светской вокальной полифонии в творчестве композиторов XV–XVI вв. Оперная реформа Клаудио Монтеверди и итальянская опера после Монтеверди. Французская и английская оперные школы XVII столетия. Музыкальная культура Германии XVI–XVII вв. и творчество Генриха Шютца. Исторические проблемы творчества И. С. Баха. Духовная кантата и пассион в творчестве И. С. Баха. Месса си минор И. С. Баха в истории жанра. Исторические проблемы творчества Г.Ф. Генделя. Опера-сериа в творчестве Генделя. Ораториальное творчество Г.Ф. Генделя. Трио-соната и кончерто гроссо в конце XVII – первой половине. Исторические проблемы западноевропейской музыкальной культуры эпохи Просвещения. Оперная реформа К. В. Глюка. Оперная реформа В. А. Моцарта. Й. Гайдн как симфонист. Музыка Французской революции XVIII века и творчество Л. Бетховена. Девятая симфония и проблема «позднего» Бетховена. Исторические проблемы западноевропейского музыкального романтизма (генезис, периодизация, национальные композиторские школы и основные музыкальные жанры). Жанры вокальной лирики в творчестве Ф. Шуберта. Возникновение немецкой романтической оперы и оперное творчество К. М. фон Вебера. Французский музыкальный романтизм первой половины XIX века и творчество Г. Берлиоза. Музыкальная культура древней Руси Церковная музыка на Руси. Музыкальная культура ХVII в. Музыкальная культура России ХVIII в. Музыкальная культура России первой трети XIX в. М. И. Глинка. Оперное творчество. А. С. Даргомыжский. Оперное творчество. М. А. Балакирев. А. П. Бородин. М. П. Мусоргский. Н.А.Римский-Корсаков. Исторические проблемы творчества П.И. Чайковского. П.И. Чайковский как оперный драматург. П.И. Чайковский как симфонист. Творчество П.И. Чайковского в жанрах камерно-вокального и камерно-инструментального музицирования. Музыкальная культура России конца XIX – начала XX века. С. И. Танеев. А.К. Глазунов.А.К. Лядов. С. В. Рахманинов. А. Н. Скрябин. Н. К. Метнер. И. Ф. Стравинский. Становление отечественной музыкальной культуры в конце 10-х гг. XX века. Тенденции развития музыкальной культуры в 1920-е годы. Пути развития музыкальной культуры в 1930-е годы. Рождение советской музыкальной классики. Музыкальное искусство в годы войны. Музыкальная культура послевоенного десятилетия. Актуальные проблемы отечественной музыки в 1960–2010-е годы.

Электронные образовательные ресурсы

http://ibooks.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов

http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов

http://www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн

http://e.lanbook.com/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань»

http://www.lenizdat.ru/ Лениздат.ру