Индустрия туризма, учитывая её многопрофильный характер, представлена многогранными технологиями. Они отражают производственные процессы, обеспечивающие безопасную перевозку, размещение, питание туриста и его экскурсионное, спортивно-оздоровительное, зрелищно-развлекательное обслуживание.
Совершенствование технологии всех отраслей, составляющих звенья индустрии гостеприимства, - обязательное условие развития туристского бизнеса, который, в свою очередь, выступает стимулирующим элементом эволюции национальной и мировой экономики. Значение технологии в аспекте организации такого сложнейшего комплексного процесса как туризм трудно переоценить.
Осуществляя сервисную деятельность, туризм попадает в область человеческих взаимоотношений, где формируются и реализуются специфические технологии по удовлетворению потребностей личности. Здесь технологии воспринимаются, как методически грамотное использование совокупности форм, способов, приёмов обслуживания туристов с целью создания условий комфорта, адекватных их ожиданию, в соответствии с их пониманием образа жизни и уровнем духовных ценностей. В результате осуществления такого рода технологических процессов происходит качественное изменение человека, влияние на его интеллектуальное, физическое, эмоциональное состояние.
Особенное значение управленческая задача совершенствования технологий сервиса в туризме приобретает в контексте развития постиндустриального общества. Бурное развитие массового туризма в мире оценивается как потребность личности в освоении культурного, экономического и социального пространства человеческого бытия в границах его мирового расселения, в активной рекреации и спортивной деятельности, в сохранении здоровья, необходимого для обеспечения нормальной её жизнедеятельности.
Внимание к вопросам технологии сервиса в туроперейтинге обусловлено
и экономическими задачами. Технология различных производств постоянно обновляется и изменяется под влиянием самого производственного процесса и по мере развития используемой в нём техники. Выявление в практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов, а также их теоретическое обоснование способствует обеспечению конкурентоспособности турфирмы в рынке.
Модернизация техники и технологии объективно входит в число функциональных задач менеджера туризма. Без знаний современных технологий оснащения туристских предприятий, приёмов и способов организации их деятельности, документационного сопровождения, разработки программ сервисной деятельности, коммуникационных технологий, форм и методов информационного, страхового, анимационного, экскурсионного обеспечения туристского обслуживания невозможно представить специалиста в сфере туризма. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте подготовки бакалавров по направлению «Менеджер туризма» уделяется существенное внимание учебной дисциплине «Технология сервиса в туроперейтинге».
Целью освоения учебных дисциплин, входящих в модуль «Технология сервиса в туроперейтинге», является формирование и закрепление у студентов знаний и навыков в области использования методов и приёмов предоставления туристских услуг, а также в области специальных технологий в оказании туристских услуг.
Учебный модуль включает курсы «Сервисная деятельность», «Социокультурный сервис» и «ДКВ».
Знание технологических процессов предприятий туризма, их особенностей, а также максимально эффективная организация является приоритетными задачами высококвалифицированного специалиста индустрии туризма.