Аннотация дисциплины «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта»

Краткое описание

В содержании дисциплины «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта» дается целостное представление о сущности фундаментальных законов природы, составляющих основу современной физики, химии и биологии, о человеке как суперсистеме; характеризуется место и роль человека в природе, ведущие идеи и концепции стратегий совместного развития человека и природы. Важное место в изучении дисциплины отводится рассмотрению морфологических, анатомических, физиологических, биохимических и биомеханических основ в определении форм, методов и средств физической подготовки, специфических и неспецифических факторов повышения работоспособности и укрепления здоровья в различных половозрастных группах; возможностей и особенностей совершенствования двигательных и функциональных способностей человека в разнообразных видах физической культуры (спорт, физическое воспитание, профессионально-прикладная и лечебная физическая культура). В содержании дисциплины подробно освещаются особенности проведения научных исследований, помогающих оценить уровень физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, психомоторных параметров, а также уровня здоровья человека с учетом пола, возраста, характера двигательной активности.

Основные темы

Методология современного естественнонаучного исследования. Особенности естествознания как области научного знания. Принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира. Методы естественнонаучного познания.

Законы и принципы естествознания. Представления о материи. Структурность и системная организация материи как важнейшие ее атрибуты. Корпускулярное и континуальное описание природы. Вещество, поле и физический вакуум. Энергия как фундаментальная характеристика материи. Виды энергии. Фундаментальные взаимодействия в природе, их основные характеристики и область действия. Элементарные частицы, их классификация. Законы и принципы симметрии в природе. Общие и специфические свойства пространства и времени. Законы сохранения. Дискретность и непрерывность в природе. Принцип суперпозиции.

Концепции и теории современной биологии. Особенности биологического уровня организации материи. Определение и основные признаки жизни. Уровни организации живой природы. Молекулярная структура живого. Клетка как структурная основа живых организмов. Реализация генетической информации.

Генетические и индивидуально-типологические основы физической культуры и спорта на различных этапах онтогенеза. Основы психофизиологической генетики и психомоторной одаренности. Особенности физической культуры и спорта на разных этапах онтогенеза. Физические качества (сила, скорость, ловкость, гибкость, выносливость) и их воспитание. Интенсивность физической нагрузки. Мониторинг функционального состояния в процессе занятий физической культурой и спортом. Профилактика травматизма в процессе занятий физическими упражнениями.

Организм как открытая система. Системы и их важнейшие свойства. Классификация систем. Устойчивость. Флуктуации в системах. Понятие неравновесных систем. Линейные и нелинейные процессы. Самоорганизация в природе. Понятие термодинамической системы. Термодинамические параметры состояния. Термодинамический процесс. Способы передачи энергии. Понятие энтропии в термодинамике, статистической физике и теории информации. Применение первого и второго начал термодинамики к живым организмам. Источники свободной энергии живого организма и виды совершаемых им работ. Естественнонаучные основы движения (перемещение, распространение, качественное изменение). Информация и регулирование в биологических системах.

Строение и функции двигательного аппарата. Скелет человека. Типы соединения костей. Мышцы человека (скелетные, головы и шеи, верхних и нижних конечностей). Виды мускулатуры, свойства мышечной ткани. Функции двигательного аппарата. Работа мышц. Формы и типы мышечного сокращения. Режим мышечного сокращения. Двигательные качества человека. Факторы, определяющие двигательные качества. Управление двигательными действиями. Биомеханические основы развития физических способностей.

Физиологические системы организма. Нервная система, сенсорные системы, взаимодействие и значение сенсорной информации, кровь, кровообращение, дыхание, пищеварение, обмен веществ и энергией, выделительная система, теплообмен и теплорегуляция, эндокринная система. Рефлекторные механизмы совершенствования координации движений.

Физиологические основы физической культуры. Общие представления об адаптации. Адаптационные резервы организма. Адаптационные процессы в организме при мышечной деятельности. Классификация физических упражнений. Физиологические характеристики организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.

Физиологические механизмы развития физических качеств, формирования и совершенствования двигательных навыков. Механизмы проявления и развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Взаимосвязь механизмов развития различных физических качеств. Механизмы образования двигательного навыка. Компоненты и стадии образования двигательного навыка. Автоматизация двигательных навыков и их устойчивость.

Спортивная работоспособность, ее изменения. Физиологические показатели тренированности. Физическая работоспособность. Тестирование физической работоспособности. Физические средства восстановления работоспособности. Физиологическая характеристика некоторых видов спорта (циклических, игровых, единоборств, скоростно-силовых, сложно-технических). Спортивная работоспособность: предстартовые состояния (физиологическая характеристика), врабатывание, разминка, устойчивое состояние, «мертвая точка» и второе дыхание. Инновационные физиологические технологии повышения работоспособности в процессе занятий физической культурой и спортом. Динамика работоспособности.

Адаптация организма к факторам внешней среды. Влияние факторов внешней среды обитания на организм человека. Терморегуляция, тепловой баланс, регуляция теплоотдачи, акклиматизация, адаптация тепловая, адаптация к атмосферному давлению. Факторы, ухудшающие состояние здоровья человека (гиподинамия, алкоголизм, табакокурение, наркомания, применение анаболических стероидов и стимуляторов, сгонка веса).

Характеристика понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Сравнительная характеристика понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Биологические ритмы и физическая культура.

Электронные образовательные ресурсы

http://ibooks.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru.

http://www.ict.edu.ruИКТ портал

http://www.school.edu.ruРоссийский образовательный портал