В содержании дисциплины на основе анализа социологических исследований, раскрывается структура организации, проведение и оценка прикладных социологических исследований.
Парадигмы, теории и понятийный аппарат в социологическом исследовании. Фундаментальная и прикладная социология: соотношение понятий. История эмпирической и прикладной социологии за рубежом. Становление эмпирической социологии в России. Социологическое исследование как отрасль социологической науки. Виды социологических исследований. Методология, методика и техника социологического исследования. Социологическая методология. Качественная и количественная методология. Логика социологического исследования. Программа социологического исследования: общие принципы построения. Методологический раздел программы исследования. Методический раздел программы. Метод социологического опроса. Анкетирование как разновидность опроса. Формализованные опросы. Телефонный опрос в социологическом исследовании. Почтовый, прессовый и Интернет опросы в социологическом исследовании. Интервьюирование как разновидность опроса. Глубинное интервью. Метод наблюдения. Эксперимент в социологическом исследовании. Биографические методы исследования. Этнографические и исторические исследования. Метод «Кейс-стади». Метод фокус-группы в социологическом исследовании. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании. Методы КГИ (коллективной генерации идей). Анализ документов в социологическом исследовании. Метод социометрии в социологическом исследовании. Метод тестирования в социологическом исследовании. Организация социологического исследования. Обоснование и построение выборки в социологическом исследовании. Измерение и шкалирование в социологии. Организация социологического исследования. Анализ и обработка данных. Возможность и границы использования математических и статистических методов в социологических исследованиях. Отчет о результатах социологического исследования. Этические аспекты социологических исследований. Сферы применения социологических знаний: маркетинговые исследования. Научные центры эмпирической и прикладной социологии за рубежом. Отечественные научные центры изучения общественного мнения. Социологические и маркетинговые организации Санкт-Петербурга.