Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), о среднем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.
Будущая карьера (возможные места трудоустройства)
Образование и социально-психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, в том числе детей с особыми потребностями в дошкольном образовании. К категории детей с особыми образовательными потребностями относят тех детей, которые, так или иначе, отличаются от большинства. Это могут быть дети, говорящие на другом языке, принадлежащие к иным культурам, отличающиеся друг от друга стилем жизни, вероисповеданием, имеющие разные интересы и способности к обучению.
Психолого-педагогическое сопровождение детей в социально-педагогических службах образовательных учреждений (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования).
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка дошкольников в социальных службах специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов); службы муниципальных органов (центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).
Выпускник может занимать должности педагога дошкольного образовательного учреждения, социального педагога, педагога центра раннего развития ребенка.
Программа ориентирована на подготовку выпускника к решению задач образования, психологического и педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями направленных на:
· изучение возможностей, потребностей, достижений ребенка с особыми образовательными потребностями в области дошкольного образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их развития, воспитания, обучения;
· организацию взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач психолого-педагогической помощи и поддержки детей особыми образовательными потребностями;
· психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, обусловленными социокультурными факторами.
1. Язык обучения: русский
2. Места прохождения практик:
дошкольные образовательные организации, центры раннего развития детей
3. Конкурентные преимущества ООП:
Уникальность программы состоит в том, что она создана и реализуется специалистами трех направлений - учеными, осуществляющими разработку образовательного содержания и инновационных технологий дошкольного образования, учеными, чьи исследования направлены на изучение аспектов психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы с дошкольниками и специалистами по психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.
Это дает возможности выпускнику реализовать свои профессиональные возможности как в условиях государственных и негосударственных образовательных учреждениях дошкольного образования, учреждения дополнительного образования детей, так и в центрах психолого-педагогической коррекции, социальных службах психолого-педагогического сопровождения и поддержки дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Психолого-развивающее направление программы осуществляется психологами-практиками, научными работниками высокой квалификации, имеющими практику и стажировку в Европейских университетах и университетах США (доктор психологических наук, профессор член-корреспондент РАО Каменская В.Г., доктор биологических наук, профессор Николаева Е.И.), имеющие патенты на психологические и психофизиологические методы исследования детей (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Каменская В.Г., доктор психологических наук, профессор Зверева С.В.), разрабатывающие инновационные методики и методы психологического исследования детей, обладающие практикой психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы, психологическим консультированием, ведением работы по психологическому сопровождению детей в системе образования.
Модули программы направленные на образование и педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями реализуются преподавателями кафедры дошкольной педагогики - первой в России кафедрой по подготовке кадров дошкольного профиля, одной из старейших в Российском педагогическом университете им. А.И. Герцена. На кафедре работают преподаватели, имеющие ученые степени доктора и кандидата наук (97%). Кафедра входит в 20 кафедр Герценовского университета, обладающих лучшим научным потенциалом.
Научный руководитель программы Гогоберидзе Александра Гививна д.п.н., профессор,– ведущий специалист в области дошкольного образования, федеральный эксперт в области оценки качества дошкольного образования, опубликовано более 200 печатных работ в области дошкольной педагогики и педагогики высшей школы, член двух диссертационных советов. На кафедре работают такие известные ученые, как профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Т.И.Бабаева, профессор З.А.Михайлова. Преподаватели кафедры представляют авторский коллектив примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», по которой работает значительная часть дошкольных учреждений России, являются авторами учебников и учебно-методических пособий по дисциплинам профильной подготовки.
В процессе обучения используются технологии проектной работы студентов; видео и аудиотехнологии, которые помогают познакомиться с образовательным процессом в дошкольных учреждениях, открытые лекции представителей педагогических вузов России по актуальным проблемам дошкольного образования в России и за рубежом.
В ходе освоения программы студенты овладевают уникальными технологиями работы с детьми и классическими методами воспитания и образования детей, овладевают лучшими традициями отечественной и зарубежной системы психолого-педагогической практики. Студенты имеют возможность участвовать в научно-исследовательской деятельности лаборатории психофизиологической диагностики, организованной (1999 г.) и действующей под руководством доктора психологических наук, профессора, член-корреспондента РАО Каменской В.Г., осваивать инструментальные методы психологического исследования детей
Студенты имеют возможность освоить по дополнительные образовательные программы, реализуемые кафедрой дошкольной педагогики («Культурная и музейная среда Санкт-Петербурга в образовании дошкольников», «Дополнительное образование в детском саду» и др.) и получить соответствующие сертификаты. По окончании бакалавриата выпускники имеют возможность продолжать обучение в магистратуре РГПУ им. А.И. Герцена и других вузов.
Материально-техническое оснащение:
медиакласс, компьютерные классы, тренинговый зал, лаборатория психофизиологической диагностики, учебные видеофильмы, компьютерные программы.
Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями:
Реализация программы осуществляется в процессе сотрудничества с государственными и негосударственными дошкольными образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, научно-методическими центрами, Комитетом по образованию Санкт-Петербурга; крупными издательствами педагогической и научно-методической литературы «Академия» (Москва), «Питер» (Санкт-Петербург) «Детство-Пресс» (Санкт-Петербург), «Центр педагогического образования» (Москва).
В систему социального партнерства в реализации программы входят:
- Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в г. Санкт-Петербурге;
- Центры кризисной помощи населению;
- Социальные центры помощи семье и детям;
- Районные научно-методические центры.