Аннотация дисциплины «Социальные изменения и изменения в образовании»

Краткое описание

Курс рассчитан на студентов, успешно освоивших базовые курсы по социологической теории (в данном случае особенно Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, К.Мангейм, М.вебер, Т.Парсонс, П.Бурдье) и отраслевым дисциплинам социологии (социология культуры, социология науки, социология профессий, социология семьи, социология молодежи, социология социальных институтов, экономическая социология), а также по методам социологического исследования и, желательно, социального (социокультурного) проектирования.

Цель данной дисциплины - освоение студентами ряда общих и профессиональных компетентностей в области социологического анализа развития как одного из базовых институтов общества, его современного состояния и развития, а также структурных связей с обществом на стадии постиндустриального развития. Предполагается осветить разные типы процессов изменения в системах образования - эволюционные (трансформация) и целенаправленные преобразования (реформы, модернизации).

К числу важнейших целей учебного курса относится содействие формированию у студентов определенных интеллектуальных, коммуникативных, социальных и профессиональных компетентностей, связанных с исследованием, проектированием, и преподаванием предмета в режиме социологической рефлексии среды, ситуации и тенденций их собственной образовательной деятельности и образовательных практик их вероятных учеников.

Основные темы

В процессе изучения курса «Социология образования», его теоретических, семинарских и практических занятий предполагается раскрыть следующие темы:

1. Образование и общество: структурные отношения и социальные проблемы современности

2. Социология образования о взаимодействии образования и общества (новые концептуальные модели).

3. Экспликация основных социологических подходов к изучению образования в изменяющемся обществе

4. Историко-социальные и культурные тренды трансформаций в образовании (Новое время (XVII-XIX вв.), Научно-техническая революция и кризис образования средины XX века

5. Образование в контексте системного кризиса современности и плохо определяемого будущего

6. Институциональные изменения в образовании: школа (стандартизация, информатизация, реформа школьной педагогики, профессиональные стандарты учителя, инклюзия, мультикультура, индивидуальные маршруты, deschooling society)

7. Институциональные изменения в образовании: университеты (корпоративное и дистанционное образование, предпринимательский университет, коммерциализация высшей школы, наука в высшей школе и др.)

8. Идея университета и социологическая дискуссия о современном университете

9. Информационные технологии и образование

10. Образование как фактор социальных изменений

11. Динамика образования в условиях трансформации российского общества

12. Социологические исследования в образовании

Электронные образовательные ресурсы

Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент."
http://www.ecsocman.edu.ru

Библиотека публикаций: книги, статьи по социологии. Социологический словарь.
http://www.rusword.org/articler/socio.php

Социология по-новому. Библиотека социологической литературы. Учебники, статьи научных журналов. http://www.socioline.ru

Центр исследований постиндустриального общества http://postindustrial.net/

Онлайн Энциклопедия Кругосвет / История и общество. Социология http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/10

Социологическая энциклопедия

http://www.socenc.ru/

Электронная библиотека Гумер

http://www.gumer.info/

Российская педагогическая энциклопедия

http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php

Национальная социологическая энциклопедия http://voluntary.ru/