Аннотация модуля «Модуль "Технологии работы с текстом в прикладной филологии"»
Краткое описание
Модуль «Технологии работы с текстом в прикладной филологии» входит в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры "Информационные технологии в педагогическом образовании" и состоит из 5 учебных дисциплин: «Основы количественного анализа в лингвистике», «Стилеметрия и атрибуция текстов», «Лингвистический анализ формальных параметров текстов», «Корпусные технологии работы с текстом» и «Практикум по созданию специальных письменных текстов». В содержании модуля исследуется современный аппарат анализа текстов на естественном языке, особенности и ограничения применения количественных методов в лингвистическом и литературоведческом анализе, а также принципы и методы извлечения и анализа формальных параметров текста, для исследования которых и применяются различные количественные методы. В содержании модуля подробно освещаются современные проблемы анализа содержания текста, общефилологические методы исследования текста и приемы представления содержания текста в публичной научной речи. Особое внимание уделяется рассмотрению аспектов практической реализации и условиям применения методов для материала диссертационных исследований, ориентированных на решение методических и исследовательских задач.
Основные темы
Дисциплина «Основы количественного анализа в лингвистике»
Выборочный метод, генеральная и выборочная совокупность, типы выборок |
Статистические оценки параметров распределения, генеральная средняя, выборочная средняя |
Методы количественного анализа текстов, процедуры и технологии количественного анализа |
Проведение педагогического эксперимента и количественная обработка его результатов, тестирование как метод диагностики. Принципы и методы количественного анализа результатов |
Практикум по работе с программой STATISTICA и реализации статистических методов выделения коллокаций и терминов |
Дисциплина «Стилеметрия и атрибуция текстов»
Формальные методы в задачах изучения художественных текстов. Стилеметрия. Дискриминантный анализ. Методы параметризации |
Стиховедение. Структурное стиховедение. Эстетико-формальное стиховедение.
Дескриптивное, аксиоматическое, генеративное и математическое стиховедение. |
Атрибуция авторства текстов. Анонимные, псевдонимные и сомнительные тексты и способы их атрибуции. Атрибуция жанра и времени написания поэтического и прозаического текста. Исследование текстов малого объема |
Дисциплина «Лингвистический анализ формальных параметров текстов»
Теория текста. Основные признаки текста. Текстовые категории |
Текст как объект лингвистического анализа. виды лингвистического анализа текста |
Структура текста и факторы текстообразования |
Общефилологические методы исследования текста: трансформационный метод, дистрибутивный анализ, контекстологический анализ, компонентный анализ, композиционный анализ, структурный метод, семиотический метод, концептуальный анализ.
Дисциплина «Корпусные технологии работы с текстом»
Типология корпусов текстов. Корпусообразующие и параметрические признаки.
Национальные корпусы текстов. Параллельный корпус текстов. Многоязычные корпусы. Использование данных параллельных корпусов в переводческой, лексикографической практике и обучении языкам. Специальные корпусы текстов. Типология специальных корпусов. Учебные корпусы. Исследования в корпусах текстов обучающихся. Учебная лексикография. Дидактические возможности учебных корпусов.
«Практикум по созданию специальных письменных текстов» |
|
Специальный текст и факторы его формирования. Моделированные (профессиональные) тексты. Жанры и специфика специальных текстов в профессиональной сфере «Филологическое образование». Вторичные специальные тексты. Реферат, аннотация, обзор, рецензия. Концепт текста. Заголовок как отражение концепта текста. Именные группы в заголовке текста. Ключевые слова. Реферирование научного текста. Модель реферата текста и способы ее заполнения. Научно-популярный реферат. Учебный реферат. Специальные тексты социальной направленности. Резюме, заявление, объявление, заявка.
Электронные образовательные ресурсы
http://wordnet.princeton.edu
http://www.citforum.ru/database/cache/cache_ex/
http://www.colostate.edu/Depts/WritingCenter/references/research/Content-/page2.htm
http://www.fbi.fh-koeln.de/institut/labor/Bir/thesauri_new/thesen.htm
http://www.uta.fi/laitokset/kielet/engf/research/elfa/index.htm English as lingua franca
http://www.englishtips.org
http://www.globus-int.ru/english_for_speshal_purpose/ Английский для специальных целей
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www/essex.ac.ru/linguistics/clmt/w3c/corpus_ling/content/software.html (parsing tools)
(text tools)
http://www.er.uqam.ca/nobel/r21270/cgi-bin/tools/corpus_builder/ (Web Corpus Builder)
http://www.englishtips.org
http://www.nlp.fi.muni/cz/projects/bonito corpus manager
http://www.lextutor.ca/corpusmanager
http://www.collins.co.uk/Corpus/CorpusSearch.aspxBankofEnglish
http://www.natcorp.ox.ac.uk/ Brhttp://bobo.link.cs.cmu.edu/cgi-bin/link/construct-page-4.cgi (parser)
http://www2.lingsoft.fi/cgi-bin/engcg(ENGCGparser)
Leeds collection of corpora – URL: http://corpus.leeds.ac.uk/internet.html
Практикум по английской письменной речи на английском языке. – URL: http://m-bird.ru/praktikum-po-pismennojj-rechi-na-inostrannom-yazyke/
Культура русской речи (профессиональная речь) – URL: http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.42
Культура русской речи (учебник для вузов) – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/graud/04.php
Academic Writing – URL: http://www.writing.utoronto.ca/advice